Original size 564x816

Коллоквиум «Похвала лохмотьям: мода и эстетика изъяна»

Темой коллоквиума, который прошел в рамках конференции «Теории и практики искусства и дизайна: социокультурные, экономические и политические контексты» 6 апреля 2023 года, стал изъян, прореха, ошибка, асимметрия, беспорядок в костюме и внешнем облике, которые из непростительных промахов сравнительно недавно превратились в модные жесты, оформились в модные высказывания и, в конечном итоге, обернулись новым модным порядком и нормой. Одним из первых дизайнеров, увлеченных эстетикой изъяна, стал «золотой мусорщик» моды Мартан Маржела (так бельгийского визионера назвала Кэролайн Эванс в рецензии на самую первую выставку его работ в музее Бойманса — ван Бёнингена в 1997 году), для которого «разрушение стало процессом аналитического созидания».

big

Martin Margiela

Причем, участникам коллоквиума было предложено не только поразмышлять на тему эстетической увлеченности «лохмотьями» в моде, но и при желании поэкспериментировать с самим форматом академического доклада, артикулировав тему секции в самой форме сообщения, представив, например, work in progress, процесс, заметки на полях и «швы наружу», ошибки, которые обернулись (или нет) нестандартными исследовательскими решениями и ходами.

Ольга Вайнштейн «Богемные лохмотья: стиль бедности, гранж, бездомный шик»

Ведущий научный сотрудник ИВГИ РГГУ Ольга Вайнштейн в докладе «Богемные лохмотья: стиль бедности, гранж, бездомный шик» обратилась к традиции богемной моды как эстетике несовершенства. По мысли Вайнштейн, богемный стиль в силу своей предрасположенности к одежным экспериментам, подразумевает пространство для контркультурного жизнетворчества. Различные варианты богемного стиля по Элизабет Уилсон (2000) — «стиль бедности», «романтическое средневековье», «бодлеровский черный», «эстетическое платье» — объединяет противостояние сложившемуся вестиментарному канону различных эпох.

Сочетание программной бедности с демонстративным презрением к буржуазным потребительским страстям оказалось очень плодотворным для альтернативной моды. «Бедный стиль» стал естественным элементом контркультурного стиля во всех многообразных вариантах — от артистического до академического.

Poor chic

В 19 веке классический облик бедных студентов подразумевал не только широкополые шляпы и длинные волосы, но и потертый сюртук, и живописные прорехи на износившихся рубашках, и шотландские пледы, заменяющие теплые пальто. Эклектика богемной моды нередко возникала из экономической необходимости, а уже позднее этот микс стал переосмысляться как особый богемный шик, протест против надоевших буржуазных условностей.

Большинство вариантов богемного стиля продолжают развитие и в современной культуре. Так, «стиль бедности» трансформировался в «бездомный шик» (англ. homeless chic), популярный в последние десятилетия и вызывающий бурные этические споры, будучи по сути апроприацией вынужденных одежных практик обездоленных людей.

Original size 1920x1045

Bohemian style

Ася Аладжалова «Нарративы о непригодной одежде и ее переделке в советских женских журналах рубежа 1920-х — 1930-х годов»

Аспирантка НИУ ВШЭ и исследовательница феномена винтажа Ася Аладжалова (НИУ ВШЭ) выступила с сообщением «Нарративы о непригодной одежде и ее переделке в советских женских журналах рубежа 1920-х — 1930-х годов», построенном на тщательном анализе текстов, посвященных практикам ремонта и переделки одежды и борьбы с изъяном в журналах вроде «Журнала для хозяек» или «Женского журнала», выходивших в 1920–1930-е годы в СССР. Исследователи неслучайно назвали советское общество «обществом ремонта»: в силу ограниченности финансовых средств и ресурсов советские люди вынуждены были осваивать все возможные виды починки, чтобы максимально продлить жизненный цикл вещей.

«Если чулок порвался так, что его уже нельзя заштопать, его все равно можно починить и носить дома» — утверждает автор статьи в «Журнале для хозяек» за 1924 год, а эксперты «Женского журнала» дают советы, как переделать платье, севшее после стирки, и как переоформить надоевшее. Перефразируя утверждение Питера Сталлибраса о материальной культуре Англии начала Нового времени, Аладжалова предлагает рассматривать советское «общество ремонта» как общество текстиля. В обществе текстиля материал для одежды ценится так высоко, что используется до бесконечности, до полного износа и физического распада. Взрослые вещи разрезаются на части, чтоб составить одну целую пригодную вещь. По мере изнашивания из частей создаются детские вещи. Когда дети вырастают из вещей, их надставляют, а потом вновь режут на части, пока от изначального предмета не останется кусок, размером с манжету. В обществе текстиля у платья вполне может быть 9 жизней, что вполне вписывается в систему координат, в которой существовали советские одежные практики.

Элисон Дейвид «Повреждено: преступные действия и криминалистические открытия повседневной одежды»

Профессор Торонто Метрополитен Университета Элисон Дейвид самым интригующим образом подхватила тему коллоквиума, выступив с докладом «Повреждено: преступные действия и криминалистические открытия повседневной одежды». Действительно, загрязненная, порванная или иным образом поврежденная одежда может стать кладезем ценной информации и для судебно-медицинского эксперта и для историка одежды. Правда, в поисках одежды, ставшей невольной свидетельницей преступлений, исследователю приходится отправляться не в музеи моды, а в полицейские архивы, которые содержат большое количество улик вестиментарного характера. Работая над своей очередной книгой «Ткань преступления: криминальные истории одежды», Дейвид исследует одежду в криминальном контексте: как улику, как орудие преступления и как маскировку, что само по себе представляет довольно маргинальный сюжет в исследованиях моды, которые традиционно ориентируются на элиты, элитарные практики потребления и неповрежденную одежду.

Original size 1920x1280

В своем докладе Дейвид рассказала о нескольких архивных находках, которые демонстрируют не только потенциал одежды как улики причем далеко не только криминального толка, но и то каким нетривиальным образом одежда могла быть задействована в действиях, носящих преступный характер.

Предыдущая работа Дейвид «Жертвы моды: опасная одежда прошлого и наших дней» была издана на русском языке в серии «Библиотека журнала „Теория моды“» в 2017 году.

Марии Скивко «Все сегодня носят худи! Тематическая одежда и модный беспорядок»

Кстати, в стремительной модной карьере главного героя доклада Марии Скивко (Самарский национальный исследовательский университет) «Все сегодня носят худи! Тематическая одежда и модный беспорядок» также имеются темные страницы, о чем пишет в своей статье Джо Терни, связывающая беспокойство, которое может вызывать человек в худи со свойственной им бесформенностью и как следствие отсутствием четких телесных границ и капюшоном, который известен своими тесными связями с мифологическими и литературными образами, ассоциирующимися со злом и внушающим страх*.

Между тем, Скивко интересует постгероический период в истории худи, когда он стал униформой для мужчин и женщин, вне сезона, моды и потребительских предпочтений.

*Подробнее см. Дж. Терни. Взгляд сквозь камеру слежения: антисоциальный трикотаж и «эти жуткие типы в капюшонах» // Теория моды: одежда, тело, культура. Выпуск 10. 2008/09. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

Is Fashiohn Modern? MoMa exhibition 2017-2018

По мнению докладчицы, пандемия способствовала переходу «тематической» одежды из элементов уличной эстетики в модные гардеробы; это подтверждается увеличением онлайн-спроса на худи до 140% за время карантинных ограничений в 2020 году. Атрибут хулиганов и все скрывающий кокон, худи давно конкурирует в качестве верхней одежды со строгими пиджаками и джинсовыми куртками. Более того, «тематическая» одежда допускает нарочитый беспорядок в гардеробе, прикрывает то, что спрятано под худи (вес, фигура, слои одежды?). В финале своего выступления Мария обратила внимание на то, что сегодня худи может восприниматься и как модное высказывание, подтверждение тому — рост интереса к локальным брендам, которые как раз нередко специализируются на худи и трикотажных костюмах.

Сюзан Маршалл. Ода черному пиджаку

В финале коллоквиума с очень личным сообщением выступила Сюзан Маршалл, преподавательница Миланского политехнического университета и Института технологии моды Нью-Йорка. Кстати, формат выступления Маршал во многом был ответом на запрос к участникам рискнуть и поэкспериментировать с жанром академического высказывания и предложить что-то «на полях» и «между строк». Сюзан решилась обратиться с одой к своему любимому черному пиджаку, с которым они неразрывно связаны уже 25 лет, который она носила, ремонтировала, лелеяла, который ее поддерживал и который о ней заботился, с которым они представляют тот самый ассамбляж человеческого и нечеловеческого, эмоциональный, физический, эстетический:

Моему пиджаку 25 лет Я могла бы купить новый или сшить такой же, Но не стану

Original size 1920x1045

Литература

- Э. Джилл. Деконструктивистская мода: создание незаконченной, распадающейся и перешитой одежды // Теория моды: одежда, тело, культура. Выпуск 50. 2008. М.: Новое литературное обозрение, 2008. - Е. Герасимов, С. Чуйкина. Общество ремонта // Неприкосновенный запас. № 2. 2004. М.: Новое литературное обозрение, 2004.

Коллоквиум «Похвала лохмотьям: мода и эстетика изъяна»
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more