Original size 1140x1600

Space-Age — космическая эра в моде

PROTECT STATUS: not protected
167
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
Finalist of the competition

С начала космической эры прошло больше полувека, но её культурное и эстетическое наследие остаётся актуальным. Точкой отсчёта принято считать первый запуск советского спутника в 1957 году и полёт в космос Юрия Гагарина 12 апреля в 1961 году. США были обеспокоены своим отставанием от СССР, поэтому начали осуществлять собственные программы по освоению космоса, что привело к космической гонке. Эта гонка сильно повлияла на увлечение общественности космосом, превратив это в культурный феномен: от книг до фильмов, от дизайна интерьера до детских книг, и, конечно же, космическая тема появилась в моде.

Разумеется, люди и раньше размышляли на тему внеземной жизни, но это оставалось лишь фантазиями, которые не имеют ничего общего с реальностью. Когда же космос был открыт, мода перешла от романтических выдумок к размышлениям на тему вполне реального будущего. В моду вошел ретрофутуризм — представления о будущем из прошлого. Основными идеями новой моды стали отказ от прошлого и презентация чего-то совершенно нового. Популярный стиль в 50-х нью-лук, для которого характерны элегантность, романтичность, широкий клешёный силуэт сменяется облегающими фасонами, дерзкими мини, яркими цветовыми акцентами и геометрическими фигурами.

В этом визуальном исследовании я предлагаю рассмотреть важные имена для моды космической эпохи, а также сравнить с современными коллекциями на космическую тему.

ЗАРОЖДЕНИЕ СТИЛЯ / ТРИ ГЛАВНЫХ ИМЕНИ

Андре Курреж (André Courrèges)

Несмотря на то, что в космической гонке лидировали Советский Союз и Соединенные Штаты, на развитие моды космической эры прежде всего повлияли именно европейские дизайнеры. Одним из них стал французский модельер Андре Курреж, представивший в 1964 году свою коллекцию вещей и аксессуаров под названием «Moon girl"/"Лунная девушка» — идеального гардероба для «лунных девушек». Фишкой коллекции стали шляпы-шлемы, огромные очки и лунные ботинки на плоской подошве. Основные цвета коллекции — белый, бледно-розовый и голубой, которые напоминают о космическом холоде и звездных туманностях, а контрастный оранжевый — отсылка к скафандру Юрия Гагарина.

Original size 3425x1098

Коллекция Андре Куррежа «Лунная девушка», 1964 / Скафандр Юрия Гагарина

Курреж экспериментировал с различными техниками кроя, и так, например, ему удалось создать одежду, которая казалась невесомой. Круглые вырезы на спине и животе, треугольные силуэты мини, ниспадавшие с плеч и расширявшиеся к подолу, создавали необходимый эффект — одежда как будто бы парила в отрыве от тела. Также модельер решил, что эту коллекцию следует носить без бюстгальтера, потому что в космосе будет не до лишних вещей, сковывающих движения.

Original size 3543x1902

Очки и платье от Андре Куррежа, 1964

Курреж стал пионером использования синтетических материалов, и наряду с привычными шерстью и хлопком он использовал пластик, металл и неопрен. Такие материалы позволяли создавать жесткие юбки А-силуэта, которые сохраняли свою геометричную форму даже при движении. И именно из-за этого многие сравнивали его модели с чертежами, созданными с помощью циркуля и линейки.

Original size 3461x1406

Андре Курреж, Ensemble, 1969

Помимо необычных материалов, Курреж удивил сапогами на плоской подошве до середины голени или выше, сделанные из блестящей кожи или латекса. Модельер считал высокие каблуки чем-то архаичным и нелепым, поэтому решил создать что-то практичное. Развивая эту идею, Курреж создал сапоги-гольфы и сапоги-чулки. И потом уже появились ботфорты в исполнении Пьера Кардена.

Original size 3543x1642

Сапоги от Андре Куррежа

Ещё одна его инновация — инопланетная шляпа-шлем — необычная, минималистичная и вдхоновленная скафандрами космонавтов. Позже Одри Хепберн была в этой шляпке в фильме «Как украсть миллион» 1966 года.

Original size 3331x1630

Кадры из фильма «Как украсть миллион», где Одри Хепберн носит шляпу от Андре Куррежа

В 1968 году Андре Курреж вновь обращается к теме космоса и выпускает свою новую коллекцию «Spasce Age», в которой он объединяет далекий космос и земных людей, демонстрируя практичные образы. Коллекция даже больше напоминала о спорте, нежели о космосе, и включала в себя следующие вещи: ветровки, платья, свитера, трикотажные костюмы и комбинезоны.

Многие коллекции модельера ориентированы на мобильность современной женщины. В интервью 1965 года Курреж сказал: «Я черпаю вдохновение в простых, естественных вещах. Мне не нравятся никакие формы искусственности ни в людях, ни в жизни. Я шью одежду не для женщин, ведущих ненастоящую, изнеженную жизнь, а для девушек, которые ходят по магазинам, бегают за автобусами, женщин, у которых есть работа, а также жены. Моя одежда не особенно женственна — я создаю дизайн для мира, где женщины зачастую столь же успешны, как и мужчины, а то и более успешны».

Original size 3543x1417

Коллекция Андре Куррежа «Space Age», 1968

Благодаря Андре Куррежу функциональность и красота стали рассматриваться в равной мере.

Пьер Карден (Pierre Cardin)

Original size 3543x1417

Коллекция Пьера Кардена «Cosmocorps», 1964

Тема космоса послужила вдохновением для ещё одного французского модельера Пьера Кардена. В 1964 году у него выходит коллекция «Cosmocorps». По словам дизайнера, на создание данной коллекции его вдохновил полёт Валентины Трешковой, с которой они в дальнейшем стали хорошими друзьями. Коллекция отражает представления Кардена о том, что будут носить люди, когда космический туризм станет возможным. Для коллекции характерны элементы, напоминающие костюмы космонавтов: геомитрические формы, унисекс-фасоны и металлические отделки.

Original size 3543x1902

Коллекция Пьера Кардена Haute Couture весна-лето, 1968

При создании образов Карден использовал пластик, винил, металлические украшения, промышленные молнии и серебристую ткань. Модельер работал с одеждой как с архитектурной формой, поэтому образы украшали детали и вырезы в виде кругов, ромбов и прямоугольников. Карден вводит новые формы и уходит от традиционных представлениях о крое и дизайне. Это делает его одним из первых, кто воплотил идею моды унисекс.

Также Карден изобрел собственную ткань «кардин», которая обладала особой прочностью и держала форму.

Original size 3543x1417

Скетч и платье Кардена

Original size 3543x1665

Пьер Карден 1968-1970

«Платья, которые я предпочитаю, — это те, которые я изобретаю для жизни, которой еще нет»

Original size 3543x1441

Очки Кардена

Original size 3543x1417

Пьер Карден в скафандре«Апполон-11», 1969 / Коллекция Кардена, 1967

Пако Робанн (Paco Rabanne)

Original size 3543x1665

Платья Пако Робанна из коллекции «12 непригодных для носки платьев», 60-е

Затрагивая космическую тему в моде, нельзя не упомянуть Пако Робанна, для которого тема космоса стала не только про технический прогресс, а ещё и про свободные и раскрепощенные взгляды. Он создавал мини-платья и головные уборы из необычных материалов, таких как пластик, бумага, целлофан, металл. Кольчужные творения Робанна делали его модели похожими на инопланетных воинов. Платья Робанна нужно было не шить, а варить и паять, и за это Шанель называла его «рабочим по металлу».

Робанн представил свою первую коллекцию «12 экспериментальных платьев» в 1964 году, а затем вторую под названием «12 непригодных для носки платьев». Героиней его коллекций стала эмансипированная амазонка будущего, которая носит сексуальные и провокационные платья-кольчуги. Не зря именно Робанн был соавтором в работе над костюмами фантастического фильма «Барарелла», снятого на пике популярности космической моды. Впоследствии образы главной героини фильма вдохновляли многих других выдающихся кутюрье.

Original size 3543x1665

Платье и сумка из пластиковых дисков

Original size 3543x1665

«Барбарелла», 1968

Он создал платье Rhodoid Plastic Disk Dress, которое было перезапущено в 1996 году как набор для самостоятельной сборки, помещающийся в чемодан. В нем находились 2 плоскогубца, 1 этикетка Paco Rabanne, 750 блесток, 1300 крошечных металлических колец и инструкция по эксплуатации.

Original size 3543x1665

Набор для самостоятельной сборки платья, 1996

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Теперь я предлагаю посмотреть на других дизайнеров, работы которых были вдохновлены стилем Space-Age.

Эмилио Пуччи (Emilio Pucci)

Итальянский дизайнер Эмилио Пуччи был нанят для разработки униформы для лётного и наземного экипажа, создав в общей сложности шесть коллекций в период с 1965 по 1974 год. Его модели были яркими, красочными и менее формальными. Некоторые элементы напоминали шлемы в космическом стиле.

Original size 3543x1665

Униформа для экипажа Braniff International Airways, Эмилио Пуччи, 1965-1974

Рид Кроуфорд (Reed Crawford)

Original size 3543x1665

Шляпа Рида Кроуфорда «Долларовая принцесса», 1966

Джанкарло Занатта (Giancarlo Zanatta)

В 1969 году обувной бренд Tecnica представил новый продукт — Moon Boot, который быстро стал популярным. Итальянский дизайнер Джанкарло Занатта вдохновлялся формой антигравитационной обуви астронавтов, которую носили Нил Армстронг и Базз Олдрин в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11». Эта обувь покорила многих в то время и, более того, продолжает пользоваться большим спросом в наши дни.

Original size 3543x1087

Нил Армстронг / Джанкарло Занатта и мунбуты

Руди Гернрайх (Rudi Gernreich)

Руди Гернрайх также был одним из первых, кто начал использовать в своих коллекциях нетрадиционные материалы вроде пластика и винила. Он уделял особое внимание унисекс вещам, и его мечты о бесполой одежде наиболее точно отражены в моделях, которые посвящены нарядам будущего. В 1970 году редакторы журнала Life попросили изучить Гернрайха, что будут носить люди в ближайшие годы, и тогда он выпустил линию минималистичных унисекс образов. Хоть дизайнер и был склонен к эксцентричности, главным составляющим его философии в дизайне оставался комфорт.

Предположительно, его проект «Унисекс» 1970 года послужил источником вдохновения для фильма Джорджа Лукаса «THX 1138».

0

1 слайд — Руди Гернрайх «Унисекс», 1970 / Кадр из фильма «THX 1138» 2 слайд — Пегги Моффит в костюме от Гернрайха, 1969

Тьерри Мюглер (Thierry Mugler)

Фантастические коллекции Тьерри Мюглера явно обязаны дизайнерам космической эры 1960-х годов. Его модели часто выглядели как существа с другой планеты с большим количеством металлических элементов в стиле Пако Робанна и смелых платьев. В конце 1970-х Мюглер ещё сильнее погрузился в тему космоса. Его коллекция 1979 года смотрела одновременно вперед и назад, сочетая классический футуризм 1960-х с предзнаменованием декаданса 1980-х.

Осенью 1995 года дизайнер представил кутюрную коллекцию, в которой было несколько образов сексуальных инопланетных киборгов. Золотой корсет и серебряный костюм робота стали настолько культовыми образами, что в дальнейшем ещё не раз появлялись в различных проектах.

0

1 слайд — Коллекция Тьерри Мюглера Couture, 1995 / Зендея на премьере фильма «Дюна 2» в костюме Мюглера, 2024 2 слайд — Коллекция Мюглера 1979

Александр Маккуин (Alexander McQueen)

Но не все с исключительным оптимизмом смотрели на будущее, приближающееся с огромной скоростью. И, например, коллекция Александра Маккуина 1999 года для Givenchy отражала любопытство и страх перед будущим. Модели были полностью покрыты светящимися проводами.

Original size 3543x1665

Показ коллекции Александра Маккуина, 1999

СОВРЕМЕННОСТЬ

В какой-то момент космический стиль в моде ослаб, однако не исчез. В этой главе мы посмотрим на наиболее известные образы, вдохновленные космосом.

Dior

Original size 3543x1665

В конце показа Dior осень-зима 2006 на подиуме появился Джон Гальяно, одетый как космонавт.

Хусейн Чалаян (Hussein Chalayan)

Хусейн Чалаян, как и дизайнеры 60-х годов, размышлял о том, что же люди могут носить в сильно изменившейся вселенной. На показе в 2007 году он представил свое знаменитое платье-пузырь и многие другие вещи, которые трансформировались прямо на моделях.

Original size 3543x1665

Показ Хусейна Чалаяна, 2007

Кристофер Кейн (Christopher Kane)

Взрывную популярность космическому принту принес британский дизайнер Кристофер Кейн. Интересно то, что это не просто картинки звёздного неба, а настоящие фотографии, сделанные космическим телескопом «Хаббл». Такой дизайн заинтересовал общественность и вдохновил многие бренды на создание своих коллекций с неземным принтом.

Original size 3543x1665

Вещи из коллекции Кристофера Кейна, 2011

Balenciaga

Французский модельер Николя Жескьер не смог обойти стороной тему космоса и создал для коллекции Balenciaga 2012 года офисную униформу будущего. Металлизированные ткани, жесткие юбки-трапеции, гипертрофированные плечи и принты в духе постеров к sci-fi фильмам 80-х.

Original size 3543x1665

Показ Balenciaga осень-зима 2012

Chanel

На показе Chanel осень-зима 2017 были элементы, отсылающие к «космическим» показам 60-х: графичный макияж, прически с начесом, юбки А-силуэта и сапожки на небольшом устойчивом каблуке, а вот металлизированные ткани и минималистичные рюкзаки вместо классических сумок-конвертов указывали на стремление к будущему. Центральной деталью показа была ракета с логотипом Chanel — в финале она стала частью пиротехнического шоу.

0

Показ Chanel осень-зима 2017

Moschino

Original size 3543x1665

Показ Moschino осень-зима 2018

Айрис Ван Херпен (Iris van Herpen)

Голландская дизайнерка Айрис ван Херпен вдохновлялась космическими темами: дизайн частично основан на звёздном атласе 17 века. Её работы называют «научно-фантастическими», «модой будущего» и «хай-теком» неспроста — она использует 3D-печать и различные удивительные материалы и техники.

Original size 3543x1665

Показ Айрис Ван Херпен, осень 2019

Salvatore Ferragamo

Из-за ковида и страха экологической катастрофы мы надеемся на светлое будущее так же сильно, как и наши предшественники в 60-е годы. Эти переживания приводят к росту интереса к футуристическим темам. Дизайнер Salvatore Ferragamo Пол Эндрю представил новую коллекцию, которая идеально подходит для женщин-киборгов и путешественников во времени. Показ открыли монохромные костюмы и яркие комбинезоны, затем стали появляться пластиковые и металлизированные вставки, а в конце шоу модели, выкрашенные серебряной краской и одетые в металлические «кольчуги», стали совсем похожи на роботов.

0

Показ Salvatore Ferragamo осень-зима 2021

Balmain

Для коллекции Balmain 2021 года подиум стал историей побега: ракетный ангар, самолет и даже луна. Люди фантазировали о путешествии во время пандемии, и, видимо, чтобы сбежать от ковида, нужно было покинуть планету Земля.

Original size 3543x1665

Показ Balmain осень-зима 2021

Заключение

Увлечение ретрофутуризмом в моде постепенно угасло: человек уже побывал в космосе, а надежды на индустриальную революцию утихли, когда выявились её обратные стороны, да и к тому же в мире произошло множество событий, говорить о которых стало намного важнее, нежели опять возвращаться к комической теме. Тем не менее, космос в моде полностью никогда не исчезал, и, например, в 2017 году Илон Маск предлагал отправить туристов на луну — человечество всерьез ищет способы сбежать с родной планеты. Эстетика ретрофутуризма снова начала набирать обороты за счёт актуальной концепции и ностальгического флера 60-х.

Мода космической эры 1960-х годов была больше, чем просто тенденцией — она отражала целую эпоху, определяемой прогрессом, новаторством и желанием раздвинуть границы. От использования синтетических материалов до исследования необычного дизайна — этот период в истории моды остается свидетельством смелого и революционного духа того времени. Оглядываясь назад, мы видим, что модное наследие космической эры продолжает вдохновлять и очаровывать, доказывая, что настоящие инновации неподвластны времени. Хотя и со времен «бума» на Space-Age прошло очень много времени, дизайнеры продолжают вдохновляться бескрайними просторами нашей вселенной, создавая уникальные коллекции и поднимая ряд волнующих общество тем.

Идеи космический эры постоянно переосмысляются, и в последние годы на подиумах можно увидеть множество элементов, напоминающих о космической тематике: металлические ткани, галактические принты, асимметричные формы и яркие цвета — все это придаёт одежде и аксессуарам ощущение невесомости и загадочности, отсылая нас к шедеврам Андре Куррежа, Пьера Кардена и Пако Робанна. Космические мотивы можно встретить не только в одежде, но и в обуви, сумках, украшениях и даже макияже. Космическая мода переносит нас в будущее, в мир фантастических приключений и неизведанных просторов, заставляя нас мечтать о неизведанных горизонтах и новых возможностях.

Bibliography
Show
1.

«Космические одежды: мода в невесомости», Барбара Брауни, 2020 (дата обращения 26.05.2024)

2.

«A visual history of space-age fashion», Leah Dolan, 2021 https://edition.cnn.com/style/article/space-age-fashion-scn/index.html (дата обращения 26.05.2024)

3.

«Космическая эра: как космос повлиял на моду 60-х», Насакина Полина, 2024 https://www.calameo.com/read/00721420161abadc0741f (дата обращения 26.05.2024)

4.

«Космический дизайн — на Земле и на орбите», Полина Лысакова, 2022 https://theblueprint.ru/fashion/industry/pervyj-polet-v-kosmos (дата обращения 26.05.2024)

5.

«Космическая эра в моде», Полина Сердобольская, 2023 https://www.sobaka.ru/irk/fashion/stuff/165369 (дата обращения 26.05.2024)

6.

«European Space Age Designers», Ian Drummond, 2023 https://iandrummondvintage.com/blogs/fashion-history/european-mod-designers (дата обращения 26.05.2024)

7.

«To The Moon And Back: The Most Dramatic Space-Inspired Fashion Through The Years», Rosalind Jana, 2019 https://www.vogue.co.uk/gallery/best-space-inspired-fashion (дата обращения 27.05.2024)

8.

«История искусства: Космическая эра в моде 1964-1969. Выйти за границы привычного» https://dzen.ru/a/ZdiuTVo4KDs2b_Ul (дата обращения 27.05.2024)

9.

«THE EVOLUTION OF SPACE AGE FASHION», Alec Banks, 2019 https://www.highsnobiety.com/p/evolution-space-aged-fashion/ (дата обращения 27.05.2024)

10.

«Интересно знать: семь самых ярких „космических“ показов в истории моды» https://www.radiovan.fm/station/article/29524 (дата обращения 27.05.2024)

11.

«Space Age: как космос повлиял на развитие моды», 2022 Space Age: как космос повлиял на развитие моды | Музей Моды | Дзен (дата обращения 27.05.2024)

12.

«Thierry Mugler, designer of the space-age goddess», Sabrina Cooper, 2019 https://www.dw.com/en/celebrating-thierry-mugler-designer-of-the-space-age-goddess/a-47694552 (дата обращения 27.05.2024)

13.

«A Look Back at André Courrèges’s Space-Age Style», Véronique Hyland, 2016 A Look Back at André Courrèges’s Space-Age Style (дата обращения 27.05.2024)

14.

https://sport-marafon.ru/article/istoriya-brenda-tecnica/ (дата обращения 27.05.2024)

15.

https://ngasanova.livejournal.com/3686467.html (дата обращения 27.05.2024)

16.

https://en.wikipedia.org/wiki/Andr%C3%A9_Courr%C3%A8ges (дата обращения 27.05.2024)

17.18.19.

Moon Boot — обувь из космоса. Возвращение с Луны или модный тренд на луноходы снова набирает популярность. | Гардероб модницы | Дзен (дата обращения 29.05.2024)

Image sources
Show
1.2.

https://ngasanova.livejournal.com/3686467.html (дата обращения 29.05.2024)

3.

https://www.radiovan.fm/station/article/29524 (дата обращения 29.05.2024)

4.

https://vintage-cl0set.livejournal.com/67155.html (дата обращения 29.05.2024)

5.

https://www.vogue.co.uk/gallery/best-space-inspired-fashion (дата обращения 29.05.2024)

6.7.

https://www.highsnobiety.com/p/evolution-space-aged-fashion/ (дата обращения 29.05.2024)

8.9.10.11.12.13.14.15.16.

https://www.formidablemag.com/andre-courreges/ (дата обращения 29.05.2024)

17.
Space-Age — космическая эра в моде
167
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more